История Пущинского вертепа

В наше время новогодние празднования с фейерверками и телешоу заменили собой святочные гулянья. Конечно, Новый год — хороший повод собраться в кругу семьи, вспомнить все хорошее, подвести некий итог, но насколько важнее научить детей переживать радость прихода в мир Бога, ведь «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», и делиться этой радостью с другими.

Святки — горячая пора для вертоградовцев. Хочется успеть в эти святые дни — от Рождества до Крещения Господня — поделиться весельем как можно с большим количеством друзей. В это время начинается гастрольный период у вертепщиков.

Изначально «вертеп» — это пещера, в которой родился Младенец Христос. Позднее вертепом стали называть переносной кукольный театр, в котором представлялась Рождественская мистерия. В Белоруссии такой театр назывался «бетлейка» или «батлейка» (от «Бетлеем» — Вифлеем), в Польше — шопка (от пол. «szopka» — сеновал). С вертепом ходили по домам христославы, пели колядки, духовные канты, разыгрывали сцены, сопровождавшие Рождество Христово.

История вертепов берет свое начало в глубокой древности. Считается, что вертепная мистерия, как и другие европейские мистерии, происходят из раннехристианских церковных служб и чинов IV-VI веков. Известны чины «Хождение на Осляти» — процессия в память Входа Господня во Иерусалим; «Пещное действо», вспоминающее чудесное избавление от огня Вавилонской печи отроков еврейских, не перенявших языческих обычаев и сохранивших верность Истинному Богу.

К наиболее древним из известных текстов Рождественских действ относят латинские рукописи рождественских церковных служб «Рахиль» и «Поклонение волхвов» XI в. Содержание этих служб очень близко к содержанию вертепных пьес, однако, в нескольких местах они прерываются молитвами, что указывает на их тесную связь с ходом основного богослужения.

В XV веке вертепные пьесы в Европе перешли в разряд так называемого школьного театра, то есть театра, существовавшего при духовных училищах, где спектакли духовного содержания разыгрывались в качестве упражнений в риторике.

Самый древний вертепный ящик, найденный на территории России датируется 1591 годом, следовательно, в Российской империи вертепы существуют с 16 века.

Традиционно на Руси вертепные ящики делались двухъярусными. На верхнем этаже разыгрываются события, связанные с миром Горним: во-первых, само Рождество Христово представлено на иконе, во-вторых, благовестие Ангелов, в-третьих, поклонение пастухов и волхвов. На нижней сцене — царство зла: здесь действуют коварный Ирод, его воин, Смерть и Змей.

В Пущино первый Вертеп был сыгран 7 января 2001 г. на Рождественском празднике в Пущинской воскресной школе.

Ольга Свирепова

За время существования театра спектакль играли примерно по 10 раз в год. Рождественскую мистерию пущинцы представляли не только в родном городе, но и в Серпухове, Москве, Поленово, Данках

А пришел вертеп в Пущинскую воскресную школу вместе со священником Сергием и матушкой Ольгой Свиреповыми из храма святых мучеников Флора и Лавра села Игумново. Первых кукол вырезал из дерева серпуховской мастер, одежду на них шила матушка Ольга, она же расписывала первый вертепный ящик. Сейчас этот ящик живет в ДЮЦ «Радуга». В Пущинской воскресной школе росписи на ящике были дополнены Ириной Шаровой изображением Пущинского храма, вырезана новая кукла Дмитрием Салохиным, сшиты новые одежды. Вертеп прижился и полюбился. Сейчас семья Свиреповых служит в Богоявленской Церкви г.Серпухова и играет вертеп с местными ребятами, а для Пущинской воскресной школы московский мастер Сергей Лесников вырезал новых кукол, а художник Александр Руснак расписал новый вертепный ящик. Вертепное действо — это действо коллективное, в нем участвуют и столяры, и резчики, и художники, и швеи, и певчие, и конечно, юные артисты. И каждый из участников вновь и вновь переживает таинство рождения Бога на земле.

Язык вертепного действа не сразу воспринимается современным человеком, также как и непривычен церковнославянский язык богослужения недавно пришедшим в церковь. Однако, каноничность — непременное условие жанра. Словесное творчество первых вертепщиков — семинаристов опиралось на канон. Приучить детей к этому языку, приобщить к духовным переживаниям предков очень важно. Текст вертепного действа передавался из уст в уста, но конечно, не обходилось и без добавлений и сокращений, что характерно для фольклора. Матушка Ольга Свирепова, первый постановщик этих спектаклей в Пущино, бережно сохранив оригинальный текст, дополнила его современными стихами из пьесы Н. Волоховой «С волхвами вместе». Это было вызвано ее стремлением адаптировать текст к юным артистам и зрителям, поскольку в оригинальном тексте основные монологи принадлежат отрицательным персонажам (Ироду, воину, Смерти, Змею). В нынешнем варианте сценарий содержит чуть больше, чем в оригинале, монологов Ангела, пастухов, волхвов, Рахили. Так вот живет вертеп в «Вертограде» уже 10 лет, обновился вертепный ящик, куклы, сменилось не одно поколение певчих и артистов. Но неизменно каждое Рождество идут христославы и рассказывают о тех давних событиях.

Бог воплотился на земле для того, чтобы Своим страданием искупить грехи человечества: «Миру явился Божий Младенец, чтоб быть распятым на кресте». Поэтому, тема Страстей Христовых начинается с Его Рождества. Величайшая радость Рождения Спасителя омрачается жесточайшим злодеянием — избиением Вифлеемских младенцев царем Иродом. Ирод — персонаж, ставший нарицательным, — олицетворение зла, противящегося приходу Бога в мир. Но зло непременно будет побеждено, Младенец Христос будет спасен, невинно убиенных младенцев Вифлеемских «Бог принимает во Свои святыни», а «Ирода преокаянного ждет бездна». Об этом и повествует вертепное действо.

статья в газете «Пущинская среда» от 20 января 2010 г (№738)

Первый вертепный ящик, расписанный матушкой Ольгой Свиреповой и Ириной Шаровой, с первыми куклами, вырезанными мастером по имени Николай и обшитыми также матушкой Ольгой. Ящик подарен отцом Сергием Пущинскому Центру детско-юношеского творчества «Радуга».

Воин

Волхвы Гаспар и Балтазар

Волхв Мельхиор

Царь Ирод

Теперь эти куклы играют в вертепе православного клуба «Трилистник» Богоявленской Церкви г.Серпухова, куда они переехали вместе со священнической семьей Свиреповых.