Вертепный театр в воскресной школе. Доклад

11-минутный видеорассказ и ниже текст об истории Рождественских вертепов, устройстве вертепного театра

Преподаватели воскресных школ знают, что самая горячая пора — это Святки. В это время нужно провести праздник в своей школе, поздравить подопечных социально-реабилитационных учреждений, сходить с рождественской миссией в школы, по возможности свозить детей на каникулах в паломничество. Со всеми этими задачами прекрасно справляется вертепный театр — кукольное рождественское представление в специальном двухэтажном ящике о Рождестве Христовом и злодеяниях и наказании царя Ирода.

Народная драма «Царь Ирод» известна в России примерно с 16 века. Что же это за явление в русской культуре?

Как известно, в период Святок — «от звезды и до воды», — 13 дней от долгожданной звезды в Рождественский сочельник и до Крещенского освящения воды — христославы ходили по домам, пели колядки, духовные стихи, прославляли Родившегося Христа. Часто носили они с собой расписанный деревянный ящик с куклами и разыгрывали сцены из Священной истории, рассказывающие о рождении Сына Божия на земле. Такой переносной кукольный театр, в котором представлялась Рождественская мистерия, назывался так же, как пещера, в которой родился Младенец Христос, — «вертеп».

Обратимся к истокам этой традиции. Мистерия возникла на Западе, как разъяснение богослужения. Поскольку служба в Западной Церкви проходила на латыни, простой народ часто её не понимал, и мистерия была призвана объяснять значение праздника. По окончании богослужения служащие и певчие разыгрывали перед прихожанами на доступном разговорном языке тот или иной библейский сюжет. Известны тексты рождественских действ «Рахиль» и «Поклонение волхвов», датируемые XI в.

В русской Церкви мистерий не было, потому что церковнославянский и разговорный языки были очень близки, и не было необходимости в объяснении празднуемых событий. Однако существовали театрализованные чины: «Хождение на осляти» на Вербное воскресенье; «Пещное действо», инсценирующее сюжет о спасении трех стойких в вере еврейских отроков из горящей Вавилонской печи.

Но мистерии всё же проникают в Россию с запада. И одной из первых является «Царь Ирод». А когда в к. XVII в. у нас появились свои духовные школы  (Греко-латинская Академия и др.), семинаристам предписывалось в дни рождественских и пасхальных каникул ходить по деревням и объяснять людям значение праздника. И вот, они ходили и разыгрывали «Царя Ирода».

Изготовление первого рождественского вертепа на западе приписывают католику Франциску Ассизскому. По преданию, праздничным утром 1223 г. Франциск размышлял о скитаниях Святой Марии и Иосифа, и его осенило: неграмотным верующим нужно наглядно представить сцену рождения Спасителя. В пещере неподалеку от итальянского селения Греччио он установил ясли, привел туда ослика и быка, соорудил фигуры Святого семейства, пастухов и отслужил в этих «декорациях» рождественскую мессу. «Театрализованная» служба очень понравилась простому люду. К вертепу потянулись толпы народа, и когда тесная пещера уже не смогла вместить всех желающих, монахи-францисканцы, да и простые верующие стали строить вертепы в других местах. И сейчас в Европе подготовка к Рождеству начинается с устроения рождественских яслей т.н. (PRESEPE- презепе). Вертеп западноевропейский – это, прежде всего, вертеп статичный.

С развитием техники начали появляться подвижные, механические вертепы, где Мария качает Младенца, животные мычат и блеют, а святой Франциск звонит в колокол. По одной остроумной версии, именно развитие технической мысли привело к появлению того вертепа, который известен в России с XVII в. Ведь оригинальность, своеобразие и каноничность вертепных театров состоит именно в том, как движутся куклы: нет другого театра, в котором куклы водились бы по прорезям в полу. Эти щели наводят на мысль, что по ним должны были водиться фигуры на приводах.

Мимо европейских рождественских яслей проходили караваны, волхвы, пастухи. Сначала ясли приводились в движение ручкой, впоследствии начали использовать водяной или какой-то иной механизм. А затем… Рождественские ясли перебрались в славянские страны, механизм со временем сломался, и кукол пришлось водить руками. Возможно, что именно так более 300 лет назад родилась народная драма «Царь Ирод», получившая распространение на огромных пространствах от Украины до Сибири.

Самый древний вертепный ящик, найденный на территории России, датируется 1591 г.

В годы советской власти вертеп попал под запрет. В книге Ирины Уваровой описаны случаи буквально мученичества деревенских христославов, когда новая власть достаточно жестоко наказывали детей за такую рождественскую проповедь. Однако сегодня, как и более трехсот лет назад, в России на Святках играют вертепы.

Этим мы обязаны фольклористу Виктору Новацкому, восстановившему забытую народную драму для ансамбля Дмитрия Покровского. Новацкий на основе сохранившихся фрагментов белорусских, украинских и русских вертепов составил собственный вариант фольклорного текста, который в своей основе используется до сих пор. Им же были озвучены и правила, превращающие кукольный спектакль в мистерию – сакральное действо. Действо играется только при свечах. Деревянные куклы повествуют только о преступлениях царя Ирода. А пришествие Спасителя воплощается преимущественно в песнопениях.

Вертепный ящик должен быть 2-х-ярусным. Верхний этаж — это собственно Вифлеемская пещера, где присутствуют статичные куклы, изображающие Святое семейство, или их заменяет икона Рождества Христова. Здесь благовествует кукла-Ангел, сюда придут для поклонения куклы-пастухи и волхвы. Нижняя сцена — царство зла: здесь действуют коварный Ирод, его воин, Смерть и Змей.

16 лет существует вертепный театр «Вертоград» в Пущинской воскресной школе. За это время более сотни детей попробовали себя в роли кукловодов и певчих. Стараниями настоятеля нашего храма протоиерея Дионисия Крюкова были привлечены профессиональные художники для росписи вертепного ящика (Александр Руснак) и изготовления уникальных кукол (Сергей Лесников) в стиле богородской народной игрушки. Высокий уровень этих предметов был оценен на Международном фестивале вертепов в Минске.

В последнее время вертепное движение в России активно развивается. Интересно, что почти все коллективы берут за основу один и тот же текст, однако каждый театр неповторим. Фольклорные коллективы, как правило, стараются играть аутентичные варианты, включающие бытовые сценки. Театры при храмах и воскресных школах часто смещают акценты на Евангельскую проповедь. Традиционное название спектакля «Царь Ирод» свидетельствует о том, что наши предки не нуждались в подробном пересказе Священной истории, все прекрасно знали об обстоятельствах рождения Спасителя на земле. А вот тема справедливого возмездия жестокому царю и утешения несчастных Вифлеемских матерей, видимо, была актуальна для народного сознания. Ведь не могло остаться безнаказанным злодейство, омрачившее приход в мир Христа. Нынешнее поколение зрителей в отличие от наших предков, как правило, нуждается в предваряющем показ пояснении, поскольку далеко не все  читали Евангелие.

Вертепный театр в воскресной школе помогает в решении одновременно нескольких педагогических задач:

  1. Приобщение детей к традиционной культуре, знакомство с духовным фольклором, со старинными текстами, песнопениями.
  2. Форма детской проповеди, рассказ сверстникам о главных христианских праздниках.
  3. Воспитание милосердия через участие в благотворительных показах в социальных учреждениях.
  4. Развитие творческих способностей детей
  5. Помощь в социальной адаптации детей, имеющих коммуникативные проблемы, через куклотерапию. По мнению психологов, стоя за ширмой, ребёнку легче преодолеть зажатость, раскрыть свои дарования.

Спектакль называется «Сказание о Рождестве Христовом, злом и коварном царе Ироде и об ужасной кончине его».

«Миру явился Божий Младенец, чтоб быть распятым на кресте». Тема Страстей Христовых начинается с Его Рождества. Величайшая радость Рождения Спасителя омрачается жесточайшим злодеянием – избиением Вифлеемских младенцев.

Сюжет спектакля повествует о том, как Ирод «преокаянный», опасаясь за свой трон, погубил невинных младенцев, как оплакивает их безутешная Рахиль — олицетворение всех Вифлеемских матерей. Ирод – персонаж, ставший нарицательным, — олицетворение зла, противящегося приходу Бога в мир. Но зло непременно будет побеждено, Младенец Христос будет спасен, невинно убиенных младенцев Вифлеемских «Бог принимает во Свои святыни», а «Ирода преокаянного ждет пекло и бездна». Об этом и повествует вертепное действо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *