Известны случаи, когда ангелы являлись людям в виде прекрасных юношей. (Например, архангел Рафаил явился Товии в Ветхом Завете).
В раннехристианском искусстве ангелов так и изображали в виде юношей, чаще всего без крыльев. В кон. III — нач. V в. сформировался образ ангела, как юноши с крыльями в античном одеянии.
Но ангелы – это бестелесные духи. Поэтому ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих.
1. Крылья – символ быстроты и всепроникновенности
2. Нимб – символ излившейся на ангелов Божией благодати
3. Хитон — длинная одежда с широкими рукавами, украшена оплечьем, передником и подольником, напоминает диаконский стихарь
4. Плащ (гиматий)
5. Лорум – широкая, украшенная лента.
6. Слухи (тороки, от рус. торок – ремень) – развивающиеся золотые “ленты” в волосах -символ особого слышания Бога и послушания воле Его.
7. Зерцало (зеркало) – прозрачный диск в руке Архангела. Посредством его ангелы, не смея взирать на Бога, созерцают Его отражение. На зерцалах обычно пишется имя Бога (IC XC), или изображается сам Иисус Христос.
8. Жезл — символ власти ангелов как исполнителей воли Божией, или посох — знак посланничества.
В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувима с четырьмя ликами согласно видению пророка Иезекииля.
Такое изображение Херувима называют тетраморф (“четырехликий”).
Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия — Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Постепенно различия между иконописными образами серафимов и херувимов стерлись. Их общие черты — наличие крыльев и предстояние у Божественного престола — оказались для иконописцев важнее различий.
Так возникло “соединенное” изображение высшего небесного существа с шестью или четырьмя крыльями, на которых часто рисовались глаза, с руками и ногами; голова этого небесного существа, окруженная нимбом, выступала над крыльями; под ногами их иногда рисовали колеса.
Постепенно колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии — престолов. Огненные языки пламени, исходящие от херувимских колес, превратились в огненные крылья.
Одновременно возникло еще более обобщенное изображение — без рук и ног, с четырьмя или шестью крыльями и человеческим лицом.
На иконе «Спас в силах» Господь изображен во славе в окружении ангельских силах. Существа из видения пророка Иезекииля изображены по углам нижнего красного квадрата, символизирующего землю, они олицетворяют 4-х евангелистов, благовествующих на 4 стороны света. В синей сфере, символизирующей духовный мир, можно различить серафимов, ближе ко Господу херувимов, попадающих в красный ромб, символизирующий огненное сияние божества. У подножия Божия – престолы в виде огненных колес.