На Рождество Христово в 2022 г. в воскресной школе «Вертоград» появился долгожданный новый вертепный ящик.
Началось всё с основы, сделанной нашим столяром Дмитрием Николаевым по чертежу Дмитрия Цветкова.
Затем к работе приступили художники Филипп и Оксана Маяковы.
Отличительной особенностью Великоустюжской (Великоустюгской) росписи является ее связь с народной гравюрой – лубочными картинками, отсюда нередко заимствовались различные сюжеты и персонажи.
В XVII веке живописное искусство было тесно связано с иконописью. Художники, расписывавшие дорогие окованные сундуки и простые коробейки из луба, отличались по мастерству. Образы, созданные городскими художниками, многие из которых были потомственными иконописцами, близки церковной книге. В то время как у деревенских мастеров они были родственны былине и сказке.
Часто устюжские художники XVII века изображали героев Древней Руси: это и легендарные богатыри (человек-конь Полкан, Бова-Королевич, царь Александр Македонский), звери (лев, единорог, грифон), птицы (Стратим-птица, птица Сирин, попугай), невиданные растения.
В растительном орнаменте великоустюжской росписи основным элементом является цветок тюльпана.
«Древо жизни» уходит корнями глубоко в землю того края, где мы живем, где живет наш народ, где поют свои песни, хранят свои легенды и помнят историю прапрадедов. И если мы будем знать песни своего народа, обычаи, праздники, то и «Древо жизни» будет расти.
Около древа жизни часто изображали льва и единорога. Поднявшись на задние лапы, они обхватили друг друга передними. Несмотря на позу борцов, оба зверя выглядят весьма добродушно. Лев, как собачонка, высунул язык, а единорог будто разглядывает его скошенным круглым глазом. Возможно звери просто резвятся и играют.
Эта пара встречается в геральдике, литературе, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Семантика её многообразна, в разных традициях и эпохах может различаться.
Сражение льва с единорогом трактуют как борьбу двух миров надземного и подземного, добра со злом, смену времен года, дня и ночи.
Интересную версию выдвигает Е.В.Пчелов. Он считает, что эта пара перекликается с солярно-лунарной символикой. Во многих культурах лев ассоциируется с золотом, солнцем; единорог – с серебром, луной. Полумесяц в европейской традиции мог ассоциироваться с символикой Богоматери. Единорог же (как связанный с символикой целомудрия и девственности) также мог символизировать деву Марию. Лев в данном контексте уподоблялся солнцу и Христу, единорог – луне и Богоматери.
А вот как трактуется этот сюжет, изображенный на сундуке-подголовнике (Северная Двина. Район Борка. 1688 г.) , сотрудниками ГИМ
“Древо жизни — символ бессмертия, ось мира. Лев и стоящий рядом юный воин персонифицируют солнце, день и юность, начало жизни, а единорог и старый воин — луну, завершение дня и старость, закат жизни. Сюжет демонстрирует представление человека Средневековья о жизни и быстротечной юности, где молодость — золотая пора, а старость — время мудрости и жизненного опыта. Размышления о жизни и смерти — одна из непреходящих тем в мировой культуре, а с середины XVII в. она стала особенно популярной в русском декоративно-прикладном искусстве”.
В нашем вертепном ящике воины переместились на внутренние поверхности дверец и превратились в охранников дворца царя Ирода. Ну а тема борьбы добра и зла, жизни и смерти — ключевая в вертепном представлении.
На ветвях Древа жизни сидят райские птицы Сирин и Алконост. Этот сюжет был распространён в лубочном искусстве, в старообрядческих настенных листках.
В крестьянском искусстве сирин как бы спускается с неба на землю. Иногда он превращается в сказочную жар-птицу, как чудесный гость, впорхнувшую в убогую избу и озарившую ее своим сиянием. Часто изображались сирины на прялках, которые жених дарил своей невесте.
«На востоце во эдемском раю пребывает,
Непрестанно красно воспевает,
Праведным будущую радость возвещает».
Цветовую гамму великоустюжской росписи составляют желтый, красный, оранжевый, зеленый цвета. Для оживки (контуров элементов) идёт черный цвет. Это сочетание делает роспись нарядной, праздничной, добавляет тепла и солнца в дома устюжан и других северных жителей, не избалованных солнечной погодой.
Вот такой вертепный ящик с росписью, соединившей в себе много смыслов, поселился в нашем Вертограде. Оживает он на Святки, а мотивы росписи уносят нас в Великий Устюг, где, как говорят, в наши дни живёт Дед Мороз.
Источники:
- Жегалова С. К. «Алексей Гольцов из Устюга Великого // Русская народная живопись : книга для учащихся старших классов. – М., 1984»
- Карандашева Г.Н. Великоустюжская роспись.
- Центр исследования русской культуры Зело
- Е.В. Пчелов. «Эмблематическая пара «лев и единорог» в русской культуре и солярно-лунарная символика»
- Пчелов Е.В. «Бестиарий Московского царства. Животные в эмблематике Московской Руси конца XV — XVII вв.»