Вертепный ящик «Лев и Единорог»

На Рождество Христово в 2022 г. в воскресной школе «Вертоград» появился долгожданный новый вертепный ящик.

This slideshow requires JavaScript.

 Началось всё с основы, сделанной нашим столяром Дмитрием Николаевым по чертежу Дмитрия Цветкова.

This slideshow requires JavaScript.

Затем к работе приступили художники Филипп и Оксана Маяковы.

This slideshow requires JavaScript.

This slideshow requires JavaScript.

За образец росписи вертепного ящика Филипп и Оксана Маяковы выбрали сундучную и коробеечную роспись Великого Устюга XVII-XVIII в.

This slideshow requires JavaScript.

Отличительной особенностью Великоустюжской (Великоустюгской) росписи является ее связь с народной гравюрой – лубочными картинками, отсюда нередко заимствовались различные сюжеты и персонажи.

В XVII веке живописное искусство было тесно связано с иконописью. Художники, расписывавшие дорогие окованные сундуки и простые коробейки из луба, отличались по мастерству. Образы, созданные городскими художниками, многие из которых были потомственными иконописцами, близки церковной книге. В то время как у деревенских мастеров они были родственны былине и сказке.

Часто устюжские художники XVII века изображали героев Древней Руси: это и легендарные богатыри (человек-конь Полкан, Бова-Королевич, царь Александр Македонский), звери (лев, единорог, грифон), птицы (Стратим-птица, птица Сирин, попугай), невиданные растения.

В растительном орнаменте великоустюжской росписи основным элементом является цветок тюльпана.

This slideshow requires JavaScript.

Часто устюжский растительный узор вырастал в «Древо жизни».

«Древо жизни» уходит корнями глубоко в землю того края, где мы живем, где живет наш народ, где поют свои песни, хранят свои легенды и помнят историю прапрадедов. И если мы будем знать песни своего народа, обычаи, праздники, то и «Древо жизни» будет расти.

Около древа жизни часто изображали льва и единорога. Поднявшись на задние лапы, они обхватили друг друга передними. Несмотря на позу борцов, оба зверя выглядят весьма добродушно. Лев, как собачонка, высунул язык, а единорог будто разглядывает его скошенным круглым глазом. Возможно звери просто резвятся и играют.

This slideshow requires JavaScript.

Эта пара встречается в геральдике, литературе, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Семантика её многообразна, в разных традициях и эпохах может различаться.

This slideshow requires JavaScript.

Эта эмблематическая пара была гербом Московского Печатного двора XVI в. Есть версия, что единорог был символом грамотности, духовности.

Сражение льва с единорогом трактуют как борьбу двух миров надземного и подземного, добра со злом, смену времен года, дня и ночи.

Интересную версию выдвигает Е.В.Пчелов. Он считает, что эта пара перекликается с солярно-лунарной символикой. Во многих культурах лев ассоциируется с золотом, солнцем; единорог – с серебром, луной. Полумесяц в европейской традиции мог ассоциироваться с символикой Богоматери. Единорог же (как связанный с символикой целомудрия и девственности) также мог символизировать деву Марию. Лев в данном контексте уподоблялся солнцу и Христу, единорог – луне и Богоматери.

Вертепный ящик «Лев и единорог», изображение №21

А вот как трактуется этот сюжет, изображенный на сундуке-подголовнике (Северная Двина. Район Борка. 1688 г.) , сотрудниками ГИМ

“Древо жизни — символ бессмертия, ось мира. Лев и стоящий рядом юный воин персонифицируют солнце, день и юность, начало жизни, а единорог и старый воин — луну, завершение дня и старость, закат жизни. Сюжет демонстрирует представление человека Средневековья о жизни и быстротечной юности, где молодость — золотая пора, а старость — время мудрости и жизненного опыта. Размышления о жизни и смерти — одна из непреходящих тем в мировой культуре, а с середины XVII в. она стала особенно популярной в русском декоративно-прикладном искусстве”.

В нашем вертепном ящике воины переместились на внутренние поверхности дверец и превратились в охранников дворца царя Ирода. Ну а тема борьбы добра и зла, жизни и смерти — ключевая в вертепном представлении.

Вертепный ящик «Лев и единорог», изображение №22

На ветвях Древа жизни сидят райские птицы Сирин и Алконост. Этот сюжет был распространён в лубочном искусстве, в старообрядческих настенных листках.

This slideshow requires JavaScript.

Сладкоголосое пение райских птиц заставляет человека позабыть обо всём земном, ибо ничто земное не сравнится с Раем.

В крестьянском искусстве сирин как бы спускается с неба на землю. Иногда он превращается в сказочную жар-птицу, как чудесный гость, впорхнувшую в убогую избу и озарившую ее своим сиянием. Часто изображались сирины на прялках, которые жених дарил своей невесте.

Вертепный ящик «Лев и единорог», изображение №25

Роспись на внутренней стороне крышки сундука. Музей «Палаты бояр Романовых»

Крышу нашего вертепного ящика также украшают птицы сирины. Они расположились в ветвях древа жизни, оно же райское древо. Птица райская Сирин, в пении глас ея зело силен,
«На востоце во эдемском раю пребывает,
Непрестанно красно воспевает,
Праведным будущую радость возвещает».
Между нашими сиринами — Вифлеемская звезда — символ открытия Рая для людей.
Вертепный ящик «Лев и единорог», изображение №28

Цветовую гамму великоустюжской росписи составляют желтый, красный, оранжевый, зеленый цвета. Для оживки (контуров элементов) идёт черный цвет. Это сочетание делает роспись нарядной, праздничной, добавляет тепла и солнца в дома устюжан и других северных жителей, не избалованных солнечной погодой.

Современная Великоустюжская роспись. Худ. Наталя Жидяк

Современная Великоустюжская роспись. Худ. Наталья Жидяк

Такие же цвета и схожие орнаменты и сюжеты встречаются и в других северных росписях: пермогорской. северодвинской, борецкой.

Вот такой вертепный ящик с росписью, соединившей в себе много смыслов, поселился в нашем Вертограде. Оживает он на Святки, а мотивы росписи уносят нас в Великий Устюг, где, как говорят, в наши дни живёт Дед Мороз.

Вертепный ящик «Лев и единорог», изображение №30

Источники:

  1. Жегалова С. К. «Алексей Гольцов из Устюга Великого // Русская народная живопись : книга для учащихся старших классов. – М., 1984»
  2. Карандашева Г.Н. Великоустюжская роспись.
  3. Центр исследования русской культуры Зело
  4. Е.В. Пчелов. «Эмблематическая пара «лев и единорог» в русской культуре и солярно-лунарная символика»
  5. Пчелов Е.В. «Бестиарий Московского царства. Животные в эмблематике Московской Руси конца XV — XVII вв.»